Причины крушения самолета АН 148

Общественность взбудоражена еще одним трагическим событием в стране, удручающей информацией является еще и то, что за три года у нас произошло 9 крушений самолетов, опасения граждан растут. Ситуация осложняется общей нервозной обстановкой, связанной с террористическими угрозами. Именно этими причинами, а также чувством скорби по погибшим и объясняется повышенный  интерес к расследованию случившейся катастрофы. Собрав и несколько систематизировав основную информацию по данному вопросу, предоставляем ее для вашего заинтересованного ознакомления.

Авиакатастрофа

11 февраля лайнер АН 148, принадлежащий компании перевозчику «Саратовские авиалинии» потерпел крушение через 7 минут после взлета. Вылетел пассажирский самолет с 65 гражданами нескольких городов страны и двумя иностранными гражданами из аэропорта Домодедово в 14 : 21 и через 7 минут пропал с экранов радаров. Диспетчеры отреагировали оперативно, в район предполагаемого места крушения была сразу же направлена оперативно – спасательная группа.

Обломки самолета, следовавшего курсом Москва – Орск, были обнаружены к западу от села Степановское Раменского района Подмосковья. Прибывшим специалистам сразу стало ясно, что выжить никому не удалось, кроме пассажиров погибли и все 6 членов экипажа.

 

По данным видеонаблюдения с камеры, установленной на одном из частных домов в районе падения самолета, было установлено:

  • самолет пикировал и упал практически вертикально;
  • в момент падения самолет был целый;
  • отсутствовали очаги возгорания;
  • двигатели самолета работали до самого момента взрыва;
  • взрыв произошел в момент столкновения с землей.

Читайте также:

Первоначальные версии

На место трагедии прибыли все, кто по долгу службы при сложившихся обстоятельствах должны реагировать оперативно. Наряду с МЧС и СК РФ к своему параллельному и независимому расследованию подключился и Межгосударственный авиационный комитет. Прибыла группа и из страны разработчика лайнера, Украины.

Опрос очевидцев и первоначальный осмотр места катастрофы позволил с большой долей вероятности ответить отрицательно на тяжело повисший в воздухе вопрос - «теракт?». Как сообщили чуть позже, никаких следов взрывчатых веществ обнаружено не было.

Была проверена и несостоятельная версия очевидцев о столкновении с почтовым вертолетом компании Почта России. Обнаруженные на месте крушения лайнера буклеты и рекламные листки в большом количестве, предназначавшиеся для раздачи пассажирам, первоначально были приняты за письма.

В итоге к дальнейшей детальной проработке и изучению Международный авиационный комитет выдвинул три версии:

  • плохие погодные условия;
  • недостаточно профессиональное управление, пресловутый «человеческий фактор»;
  • техническая неисправность.

Однако, по итогам расследования все специалисты склоняются к тому, что наиболее вероятной причиной катастрофы являются все три версии одновременно.

СК РФ сразу же возбудил дело по ст. 263 уголовного кодекса и приступил к следственным мероприятиям.

Краткие сведения о лайнере АН 148

Ближнемагистральный самолет спроектирован на Украине и соответствовал всем нормам и стандартам безопасности полетов, как отечественным, так и зарубежным. Сборка и выпуск лайнера производился в Воронеже, а его двигатели были не только разработаны украинскими авиаконструкторами, но и произведены в КБ Антонова. К слову сказать, этот совместный украинско – российский проект, вопреки планам, так и не ставший масштабным, вошел в завершающуюся стадию, производство самолетов АН 148 в России прекращается.

Разбившийся лайнер был произведен в 2010 году по заказу ГТК «Россия» и в том же году он совершил свой первый рейс. Затем с 2015 по 2017 год была вынужденная стоянка по причине отсутствия запчастей, поставкам которых мешала политика.

С февраля 2017 находился на эксплуатации в «Саратовских авиалиниях», после катастрофы эта компания предприняла мер, направленных на разрешение создавшейся ситуации:

  • предоставила документы о том, что лайнер в установленные сроки прошел техническую проверку и был полностью исправен;
  • все модели самолетов АН 148, находящиеся на эксплуатации в компании, были сняты с выполнения рейсовых полетов до выяснения обстоятельств крушения;
  • после тщательной проверки, все самолеты вновь были допущены к перевозкам пассажиров;
  • приняты меры по улучшению подготовки пилотов и отработке ими внештатных ситуаций на тренажерах.

Подробности основной версии

Все бортовые самописцы, речевой и параметрический, фиксирующие как разговоры пилотов, так и параметрические характеристики самолета, были найдены уже на вторые сутки после трагедии. Их детальная расшифровка позволила с большой степенью вероятности нарисовать картину происходящего на борту самолета АН 148 в тот роковой день.

Набрав высоту, пилоты обнаружили, что показания скорости на приборах искажены, эта скоротечная внештатная ситуация не оставляла пилотам даже шанса на доклад диспетчерам, решение по спасению надо было принимать мгновенно. На речевых самописцах было слышно, как пилоты начали ругаться, четко прослеживается несогласованность действий экипажа, один пилот опускал нос лайнера вниз, а другой управлял в прежнем режиме. А между тем при более качественной подготовке, по мнению специалистов, шанс  на спасение был. В подобных ситуациях, когда нет достоверных данных о скорости, пилоты высшей категории ориентируются на два основных момента:

  • режим работы двигателей;
  • угол тангажа.

Грамотные действия помогли бы экипажу сохранить горизонтальность полета даже в таких условиях.

Мо мнению МАК произошла грубая ошибка пилотов, связанная с получением искаженных технических данных с приборов по причине обледенения датчиков.

Технические особенности АН 148

Для понимания происшедшего, следует отметить, что правильность показания скорости на приборах зависит от приемников полного давления, правильная работа которых, в свою очередь также зависит от некоторых факторов. Так основой бесперебойной работы системы ППД является вполне конкретный температурный режим, при низких температурах происходит сбой. Поэтому в конструкции лайнера предусмотрена система обогрева ППД, которая в обязательном порядке включается пилотами на старте.

Команда включения системы обогрева ППД входит в основной перечень команд по включению необходимых систем жизнеобеспечения самолета, произносится она вслух в момент старта, летчики называют перечень таких важных команд «молитвой». Кроме того, ввиду жизненной важности включения обогрева ППД, сигнал о ее включении поступает на панель командира и еще дублируется у второго пилота.

Таким образом, версия о том, что систему забыли включить, а потом не заметили отсутствие сигнала о включении обогрева, маловероятна, он находится на табло у пилота, не где – нибудь, а  прямо перед носом. Даже если допустить, что не сработала одна сигнализация у командира, то у второго пилота было дублирующее световое оповещение.

По словам генерального директора конструкторского бюро «Антонов» Дмитрия Кивы одновременного сбоя двух систем оповещения быть не могло.

Таким образом, учитывая погоду в Домодедово в момент вылета, а именно:

  • обильный мокрый снег;
  • температура соответствовала t* – 5 *С, то становится ясно даже не специалисту, что отсутствие обогрева ППД в таких условиях с большой долей вероятности и привело к неправильным показаниям скорости на приборах. А дальше вся эта ситуация усугубилась недостаточно профессиональными действиями пилотов, их явной растерянностью, что в результате привело к трагедии.

Сейчас работа специалистов направлена на выяснение того, как могло случиться, что пилоты не среагировали на отсутствие сигнала о включении обогрева ППД, свидетельствующем о том, что обогрев отсутствует.

Дополнительная информация

Всем родственникам погибших пассажиров и стране в целом, оказали моральную поддержку руководители государства, начиная от президента и премьер министра.  Кроме того, соболезнование выразили и многие зарубежные политики, в том числе главный секретарь Совета Европы и президент США.

Уже объявлено на правительственном уровне, что все семьи погибших получат компенсацию в размере двух миллионов рублей.


Загрузка...